Между комиксом и лубком
688

 
Между комиксом и лубком - Афиша Иваново

30.Дек.2012


Уже который год в зимнем меню русского кинозрителя обнаруживается богатырская история от анимационной студии «Мельница», чуть ли не единственной коммерчески успешной анимационной студии на российских просторах. И русский кинозритель, вообще-то настороженно относящийся к слову «русское» рядом со словом «кино», с удовольствием идёт её, эту историю, смотреть.

resize

В текущем сезоне продюсер франшизы Сергей Сельянов вместе с режиссёром-дебютантом Константином Феоктистовым заслали трёх богатырей на дальние берега. То есть, конечно, по сценарию их туда отправила Баба-Яга, чтобы в тандеме с вернувшимся из Европы купцом Селифаном сместить Князя Киевского и захватить власть. Хотя начиналось-то всё безобидно: Селифан собирался промышлять контрабандными китайскими игрушками, изображая заграничного торгаша, а Баба-Яга мечтала стать фрейлиной. Потом пошла какая-то сюжетная невнятица с кроликами-из-ларца, психоделическими песенками, партизанщиной, двойниками, отсылками к «Каникулам Бонифация» и освобождением небольшого (но крайне гордого) туземного племени от гнёта гориллы-переростка. Ближе к финалу богатыри снова дома, добро опять с кулаками, раззудись плечо, размахнись рука, узурпаторы бегут, конь Юлий блещет интеллектом, толпа ликует, сборы растут.

При всех своих сомнительных художественных достоинствах, «Три богатыря на дальних берегах» довольно точно показывают актуальную действительность во всей её красе. Между незатейливых строк и разухабистых шуток-прибауток можно увидеть и крах либерального проекта, и шарж на оппозицию, и ухмылку над олигархами, и – батюшки святы! – пускающего слезу Князя Киевского с проникновенной речью. Ведь и правда симтоматично, что носителями западных идей в виде платных уличных туалетов, светских манер при дворе и джаза оказываются отрицательные персонажи, а на слове «демократия» разошедшегося Князя одёргивают за рукав. И всё это под попкорн, колу да плохо считываемую пародию на тексты «Радио Ваня». «O rus!» – восклицает Гораций в своих «Сатирах». «О деревня!» – поддакиваем мы.

В общем, если во время просмотра чуть-чуть поднапрячься и сделать пару умственных усилий, то на экране окажется не какой-то там фольклорный блокбастер, а в меру остроумная комедия нравов про любезное отечество. Можно даже сказать – про коллективное бессознательное русского народа. Мистириэс рашн соул как она есть.

Версия для печати