В Музее первого Совета – нашествие Дедов Морозов

На выставке «Старый, старый Новый год» фарфоровые, гипсовые, опилочные, пластиковые, бумажные и ватные фигурки зимнего волшебника стоят впритык друг к другу как воины терракотовой армии.

25 Декабря 2013, 09:45 | | 839
Источник: 37.ru

На выставке «Старый, старый Новый год» Дедушек и Снегурочек – около сотни. Есть те, что появились в пятидесятых годах прошлого века, сейчас это, что называется, штучный товар: например, Морозы в «теплых» ватных шубах, сделанные на ивановской фабрике игрушек. Но есть и такие фигурки, что сделаны из пластмассы почти неограниченным тиражом в последние годы перед распадом Союза. Нигде больше в Иванове такого не увидишь.

Мороз-воевода и его пластмассовая армия

В армию Дедов Морозов, стоящих впритык друг к другу, каким-то образом попал один Санта Клаус. По крайней мере, вид у этой фигурки очень напоминает главного героя католического Рождества.

«Это не китайская подделка, а действительно игрушка советских лет. К нам этот «католический дедушка» попал, скорее всего, из ГДР или Прибалтики», - объясняет один их авторов и создателей выставки - руководитель Ивановского музея камня Андрей Лапыкин.

Именно музей камня представил для экспозиции основную часть экспонатов. Это не только Деды Морозы, но и другие раритеты советских лет - елочные игрушки, в том числе уникальные – агитационные, а также сами елки, украшенные «дождиком», открытки, посвященные БАМу, выпуску первого цветного телевизора, ЭВМ, Олимпиаде в Москве. Среди ивановских раритетов - открытки «Рабочего края». Есть еще копия плаката с изображением уроженца Иванова и крупного партийного деятеля Павла Постышева с большой бородой, как у Деда Мороза, мешком с подарками и елкой.

Костры для «немецкой шпионки»

Это, можно сказать, поворотный момент в истории новогоднего праздника. В двадцатые годы прошлого века елка и Дед Мороз оказались под строжайшем запретом, как «буржуазный пережиток». А в Новый год и Рождество елки сжигались на площадях. Все изменилось только 28 декабря 1935 года, когда в газете «Правда» опубликовали письмо Павла Постышева:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку… Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?.. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей».

До революции елка тоже была не в чести. Но только в годы Первой мировой войны, когда ее называли «немецкой шпионкой».

«Своя история есть и у навершения для елки. В Европе это были пики-сосульки. В первую мировую войну они очень напоминали кайзеровские каски, поэтому в нашей стране это было запрещено. А появилась пика вновь только с началом космической эры. В коллекции есть навершение, в котором круглое основание символизирует Землю, а пика – это ракета, летящая в космос», - рассказывает руководитель музея камня.

Окаменевший лёд

На выставке представлена великолепная коллекция «окаменевшего льда», что знакомит посетителей непосредственно с минералами. Это, прежде всего, горный хрусталь, который в древности и называли «окаменевшим льдом», а также кварц, кальцит, гипс, кахолонг, полевой шпат и обычная каменная соль, очень похожая на заледеневшие кристаллы.

«Идея выставки родилась после фотографий фигурок Деда Мороза на фоне хрусталя», - признается Андрей Лапыкин.

Атмосферу ледяной сказки поддерживают зимние пейзажи и инсталляции с декоративными фигурками обитателей севера и ночниками-избушками, вырезанными из поделочного камня. Здесь панорама и обоих полюсов земли, с обозначением созвездий, характерных для них, и зимние виды деревни и реки с полыньей, которую обозначает полированный минерал молочного оттенка. Фоновым сопровождением служат мультфильмы про приключения снеговиков, варежку, ставшую по волшебству собакой, пластилиновую зимнюю сказку.

«Домандариновая» елка

Небольшая, но очень ценная часть выставки представлена из фондов музея промышленности и искусства имени Д.Г. Бурылина. Она позволяет ощутить дух «домандариновой» эпохи, когда Новый год в Иваново-Вознесенске справляли не за столом, как сейчас, а на балу или на вечернем представлении популярных до революции клоунов Бима и Бома.

На витрине экспозиции новогодние афиши, меню, бальные туфли и веера, визитки и письма с поздравлениям, адресованным Бурылиным, карман-«лакомник» для сладостей и книга с руководством по изготовлению ватных новогодних игрушек.

«И тогда, и сейчас праздник оставался по-настоящему народным. Это праздник карнавально-веселый и немного грустный, абсолютно публичный и у каждого свой. Он дарит надежду и веру в сказку. Праздник, который ощущается за месяц до прихода и остается с нами еще месяц после», - отмечает Андрей Лапыкин.

К слову, выставка «Старый, старый новый год» будет работать в Музее первого Совета до конца февраля.

 


Автор: Иван Львов

Фото: Иван Львов

Заметили ошибку? Выделите мышкой фрагмент текста с ней и нажмите Ctrl-Enter.
Добавить новость
Правила размещения новости