или
Вход в систему
восстановить пароль
Найти по названию

Новые компании

Антикризисные советы: Владимир Щебельский

Антикризисные советы: Владимир Щебельский - деловая среда

Издательский дом «Частник» открывает серию интервью с опытными ивановскими бизнесменами, готовыми поделиться своими навыками преодоления кризиса. Первым собеседником стал заместитель руководителя регионального отделения ОПОРЫ России, член общественного совета города Иванова Владимир Щебельский.

24.02.2015 | 419
Источник: ИД "Частник"

Нарушить обязательства могут не специально – но от этого не легче

- Владимир Анатольевич, можно ли провести параллели между нынешним кризисом м предыдущими?

- Параллель одна: резкий скачок валюты. В 1998 году это дало нам определенный толчок в развитии производства. И сейчас это дает определенные возможности. Импортная продукция стала в два раза дороже – так что каждый должен для себя сделать выводы.

- Какие советы вы можете дать предпринимателям, для которых этот кризис первый?

- Советов этих не так и много – причем неважно, первый кризис у тебя или десятый. Во-первых, нужно следить за своими тратами, сокращать издержки. Понятно, что когда все хорошо, мы начинаем расслабляться. Встряска заставляет людей шевелиться, работать более эффективно. В кризис рождаются многие инновационные проекты.

- У вас лично такие просветления были?

- В любой кризис меньше 30-40% роста у нас не было. Очень многие начинают впадать в панику, опускать руки. Кто-то отстал с ассортиментом, кто-то закредитован. Определенные ниши освобождаются. Кто эти ниши займет, тот и будет на коне. В кризис наша стратегия: очень четко и внимательно следить за качеством продукции. Основная масса производителей в такие периоды начинает качество ухудшать. Те клиенты, которые покупаются на низкую цену, может быть месяц-два с этим материалом поработают. А потом начнутся жалобы, претензии по компенсации издержек. И клиенты вновь переходят к тем, от кого ушли за низкой ценой.

- В кризис контрагенты порой перестают платить, ссылаясь на обстоятельства. Как действовать в ситуации, когда от каждого можно ожидать подвоха?

- Лучший способ – это предоплата. Сейчас даже у банков серьезные проблемы. Есть аналитика о том, что порядка 250 банков закроются только в этом году. У меня партнер в Екатеринбурге, обеспеченный, долларовый миллионер. Он хранил в одном из банков сбережения, там же был расчетный счет его фирмы. Закрылся банк – он потерял порядка 70 миллионов. Хорошо, это были не последние его деньги. Но у кого-то они могли оказаться последними. Отсюда начинается цепочка неплатежей. Люди, может быть, не хотят так поступать, но тебе от этого не легче.

- В каких нишах открывать бизнес в кризис?

- На мой взгляд, это услуги, которые не требуют больших вложений. Вроде бы сейчас на рынке чего только не предлагают. Но качественных услуг не так много. Тех, кто предлагает некачественные, рынок отторгнет. Выживут только те, кто оказывает достойные услуги за справедливые деньги и, соответственно, думает о завтрашнем дне.

Надо жить не только потребительски

- Сейчас областные власти готовятся внедрять стандарт развития конкуренции – в том числе, чтобы сделать более доступным выход на продуктовый рынок для местных товаропроизводителей. Как оцениваете перспективы?

- В Москве решили эту проблему созданием ярмарок выходного дня, где торгуют фермеры. Эта идея благая, главное, чтобы ее не свела к нулю коррупция.

Что касается местных властей, то сети они не победят при всем желании. Этот вопрос нужно решать на федеральном уровне. Но даже это от проблемы не избавит. Я хочу сказать о другом. Наши предприниматели, владельцы маленьких магазинов, тоже имеют право на существование и развитие. Но, к сожалению, у нас в области предприниматели (не все, но многие) практикуют потребительский подход: очень мало кто, заработав деньги, вкладывает их в развитие своего бизнеса – в основном тратят. Недавно на совете региональной ОПОРЫ предприниматель из Вичуги рассказал, что несколько владельцев продуктовых магазинов решили собраться в кооператив, чтобы сэкономить на закупках и хоть как-то конкурировать с сетями. Идея вроде бы прекрасная: скинулся, закупил фуру, маржу увеличил. Он начал объезжать народ в районе: но практически в каждом магазине хозяин бывает в офисе один-два часа и то не каждый день. Людей элементарно нельзя найти. Так чего они хотят, если работают два часа в день? Заходишь в магазин – кондиционера нет, неприятный запах, неприглядные фасады, продавцы одеты неопрятно. Потом заходишь в сетевой магазин, где прохладно, чисто, продавцы в униформе. Пусть даже там чуть подороже, но ты пойдешь туда. А такие предприниматели вымрут быстрее всех. Но при этом они больше всех кричат, что их зажимают – ничего не пытаясь сделать для того, чтобы стать конкурентоспособными.

- То есть спасет сервис?

- Однозначно. У нас миллион предложений, но сервис хромает. Надо жить не только потребительски, а расти над собой. У сетей между собой достаточно жесткая конкуренция. Они следят за сервисом. Прошли времена, когда деньги, грубо говоря, с неба падали.

Ошибка начинающих предпринимателей: они думают, что чуть-чуть организовали процесс, поставили директора, а дальше все будет идти как по маслу. При этом сами они могут отдыхать, заниматься чем угодно, только не работой. Но это не так. Процесс идет только пока ты сам его контролируешь.

Другая ошибка начинающих: когда пошли первые деньги, они думают, что прибыль будет идти всегда. Это особенно рисково, если вложены были кредитные деньги. Кредиты расслабляют не только потребителей, но и предпринимателей. Начинаются мерседесы, отдыхи, квартиры, новые кредиты в надежде заработать завтра. А завтра может не наступить – упали продажи, закрыли банк, обошли конкуренты.


Автор: Илья Шаронов

Фото: Мария Сибирякова

Заметили ошибку? Выделите мышкой фрагмент текста с ней и нажмите Ctrl-Enter.
Комментировать

Защита от спама *  Защита от автоматических сообщений