Не учите меня жить: молодые учителя – о судьбе и профессии

Почему они согласились провести в школе всю жизнь и что из этого вышло

01 Сентября 2017, 09:45 | | 532
Источник: 37.ru

Сегодня 1 сентября – и этим все сказано. Первоклассники с горящими глазами несут в школу первые букеты, старшеклассники делают селфи, радуются встречам с друзьями и досадуют, что кончилось лето. А мы на 37.ru задумались о других участниках этого праздника – об учителях. По случаю Дня знаний молодые ивановские преподаватели рассказали нам о своей профессии. О том, каково это, когда в 21-22 года твои друзья еще отжигают в клубах, а тебя уже зовут по имени-отчеству и ждут на работе к восьми. О том, как поставить себя в глазах детей, которые ненамного младше. О том, можно ли прожить на учительскую зарплату, в конце концов.

Анастасия Александровна Мигунова, 29 лет

преподаватель русского языка и литературы

Как вы стали учителем?

Я закончила филологический факультет университета. После практики на пятом курсе уже знала, что пойду работать в школу. Литература в 11 классе – всего три урока в неделю, просто прелесть! Через неделю такого ленивого времяпрепровождения меня и подругу приглашает к себе директор школы и просит нас заменить учителя русского языка и литературы, которая находилась на длительном больничном. Нагрузка показалась нам, молоденьким студенткам, страшной – два девятых класса и один шестой. Так получилось, что на эти классы вышла я одна. Помню первый урок в понедельник. Заходит 9Б. Одни мальчишки! Высокие, шумные... Отношения с ними в дальнейшем сложились замечательные! Первая четверть была трудной, но это был колоссальный опыт, который я затем представила на конференции, посвящённой отчёту по практике. И даже похвалилась там скромной зарплатой и первой записью в трудовой книжке. Думаю, во многом благодаря тому, что первый опыт оказался позитивным, я сейчас работаю учителем.

Что было самым трудным поначалу – выстроить отношения с коллегами, добиться авторитета в глазах учеников?

С коллегами сразу сложились прекрасные отношения! Коллектив у нас очень хороший, начальство с пониманием относится к промахам, которые допускают молодые специалисты. Пугали бесконечные тетради – стопку проверила, а они ещё сдают! С детьми складывается по-разному: есть шкодники и хулиганы, с которыми сложно, но хороших деток и помощников, конечно, больше. Они чувствуют тёплое отношение и отвечают взаимностью. Пугало и классное руководство в девятом классе, которое мне вручили на второй год работы. Но и с родителями, и с ребятами сложились доверительные отношения.

Хватает ли личного времени?

Если грамотно распределить своё время, то всё можно успеть. Но к этому я пришла только недавно. А раньше, конечно, не хватало 24 часов в сутках.

Общество предъявляет к учителю много требований: учитель должен это, учитель не имеет права на то… Вы сталкивались с этим?

Мне повезло – меня всё это обходит стороной! Хотя, конечно, дружба с детьми в соцсетях предполагает определённую цензуру в выборе фотографий. Не каждый снимок выложишь, не каждую шутку репостнешь, зная, что тебя читают дети.

Есть такая шутка: "На одну ставку есть нечего, а на две некогда"...

Ученики и в друзья в соцсетях – раньше такое было сложно даже представить…

Социальные сети делают людей ближе! Даже учителей и их учеников. И с родителями очень удобно держать там связь – поведение, пробелы в знаниях, домашнее задание. Культура в соцсетях та же, что и в жизни: если ребёнок вежливый, то он и во «В контакте» будет таким же, а если безобразничает в школе, то и в Сети ни "здравствуйте", ни "пожалуйста". У меня на уроках есть рубрика – скриншот с «ашыпками». Вывожу на экран скрин, и всем классом делаем работу над ошибками (улыбается).

Зарплаты учителя хватает?

Среди учителей есть такая шутка: «На одну ставку есть нечего, а на две некогда». Оплата труда зависит от количества часов. Хочешь хорошую зарплату – бери больше работы…


 Александр Андреевич Капусткин, 23 года

преподаватель английского языка

Как вы стали учителем?

Мой интерес к зарубежной филологии привлёк прежде всего мой репетитор по английскому языку, с которым я занимался года, пока учился в школе, а также желание понимать зарубежную литературную классику и музыку. И, конечно же, в этой профессии я видел большой потенциал для карьеры. На мой взгляд, нет более благодарной аудитории, нежели дети. У них можно многому научиться, ведь преподавание – это процесс обоюдный для ученика и учителя.

На втором курсе университета мне посчастливилось начать репетиторскую практику и понять, насколько интересно бывает с детьми, если правильно их мотивировать. Чуть позже, проходя практику в различных школах города, я понял, что получаю удовольствие от школьного учебного процесса. В итоге я решил остаться в школе.

Быть молодым учителем – это трудно?

Поначалу ощущать себя в статусе преподавателя было сложно. Первое время я даже просил называть меня просто Александр, но меня никто не слушал, поэтому постепенно уши привыкли к «Александру Андреевичу».

А что было самым сложным?

Вставать в семь утра, чтобы к восьми быть на работе (улыбается). Ну а если серьезно, то сложно иногда найти подход к тому или иному ученику – в основном это относится к старшим классам. Для них ты кажешься больше сверстником, нежели учителем. Но при должном усердии и правильном поведении во время учебного процесса можно поменять их отношение к себе.

О школе и молодых учителях, которые могут говорить с детьми на одном языке, снято немало фильмов (кадр из фильма "Полу-Нельсон")

У вас, молодого учителя, достаточно свободного времени?

Обычно я освобождаюсь из школы в 15.00-16.00. В зависимости от дня недели после этого еду в университет (поступил в аспирантуру) или в частный центр, где преподаю, тогда дома оказываюсь в 18.00-19.00.
Выходных в прошлом году было два в неделю. У меня пока нет классного руководства, поэтому времени больше. Кроме того, в 32-й гимназии большой коллектив учителей английского языка, которые всегда стремятся все объяснить и помочь как с документацией, так и с учебными планами.

Первое время я даже просил называть меня просто Александр, но никто не слушал, и постепенно уши привыкли к "Александру Андреевичу"

Зарплаты учителя хватает?

Параллельно с учительской деятельностью я работаю переводчиком, репетитором, иногда подрабатываю в частных центрах. Но на данный момент в приоритете у меня – учительская деятельность и наука.

Если говорить про основную ставку – зарплата, конечно же, небольшая. К счастью, наша гимназия старается обеспечить учителю достойные условия. Для выхода из положения в школах существуют платные услуги (занятия по отдельной программе), реализация которых улучшает ваше положение дел. Но тоже не всегда – скажем, если вы учитель труда или физкультуры, то навряд ли платные услуги будут сильно востребованы.
На мой взгляд, учитель в Иванове должен совмещать несколько работ и заниматься репетиторством, если он хочет нормально обеспечивать себя и свою семью. Это, конечно, занимает большое количество времени. Поэтому вопрос с зарплатами учителей открыт – это пока сложная и нерешенная проблема.


Алена Олеговна Макарова, 28 лет

преподаватель физкультуры

Почему вы стали учителем?

Это было спонтанное решение – пойти учиться в пед. Училась в ивановском колледже, получила специальность «учитель начальных классов», но думала, что работать в школу не пойду никогда. Так и было до определенного момента, пока одногруппница не позвала в школу, в которой работала мама. Им нужен был физрук, и я шла работать физруком, а взяли информатиком.

Сейчас в основном преподаю физкультуру, работаю с детьми с первого по восьмой классы. Являюсь классным руководителем у ребят, которые в этом году идут в седьмой класс. А еще в прошлом году из-за ухода одного из учителей я стала вести технологию у девочек и изо у всего класса.

Что было самым сложным?

Поначалу было нелегко стать авторитетом для детей. Когда я пришла в школу, мне был 21 год – разница в возрасте со старшеклассниками была минимальной. Порой они видели во мне не педагога, а приятеля, человека, с которым можно просто поболтать. Да и мне самой было непривычно в новом статусе. Даже прохожие странно смотрели, когда мне, 21-летней девочке, дети кричали на улице: «Здравствуйте, Алена Олеговна!»

Имело значение и то, что у меня еще не было опыта общения учитель-ученик. Со временем в этом плане стало гораздо легче. Все приходит с опытом.

Когда я пришла в школу, мне был 21 год: порой дети видели во мне не педагога, а человека, с которым можно просто поболтать

С руководством у меня проблем не было: всегда помогали и разъясняли, если что-то было непонятно. Самая главная проблема – программы и отчёты. Их очень много, и смысла в половине из них я не вижу…

Вам хватает времени? А денег?..

Что касается свободного времени: меня как физрука еще и на соревнования отправляют, но времени хватает. Сил, правда, не остаётся – ни моральных, ни физических – а времени хватает…

Что касается зарплаты, то у всех разные потребности. Мне хватает. Если вдруг захочется большего, то есть время на подработку. Но это потому, что я физрук: времени на подготовку к урокам требуется гораздо меньше, чем другим учителям…

__________________________________________________

О том, сколько получают учителя, за что платят штрафы, почему просят родителей покупать рабочие тетради, что делают в школе в каникулы, читайте здесь. 


Автор: Евгения Кочеткова

Фото: Google, VK.com, из архивов героев публикации

Заметили ошибку? Выделите мышкой фрагмент текста с ней и нажмите Ctrl-Enter.
Добавить новость
Правила размещения новости