«Ваша карта заблокирована»: SMS, которым нельзя доверять

37.ru открывает цикл публикаций, посвященных кибергигиене

07 Августа 2017, 08:03 | | 2540
Источник: 37.ru

Остап Бендер знал 400 относительно честных способов отъема денег у населения. Нынешние мошенники, очевидно, знают еще больше. Потому что с каждым днем придумывают все новые схемы. Особенно стремительно они развиваются в сфере безналичных платежей: порой люди сами отдают свои деньги, а об ошибке узнают лишь постфактум. Утром понедельника 37.ru открывает цикл публикаций, посвященных кибергигиене, и если вы эти правила знаете и соблюдаете, то расскажите о них своим более доверчивым близким. А поможет нам разобраться в сетях, которые расставляют мошенники, управляющий ивановским отделением ГУ Банка России по ЦФО Дмитрий Николаев.

Сегодня речь пойдет о том, с чем сталкивался, наверное, почти любой из нас: подозрительные SMS «из банка». «Ваша карта заблокирована ЦБ РФ», – утверждает абонент с обычным одиннадцатизначным номером. А вот номер для связи оставляет «солидный»: 8 800…, 900. Чтобы уточнить детали, предлагают перезвонить. Только вот номер может оказаться платным, а сообщение со стопроцентной вероятностью – фейк и ловушка.

«Важно помнить, что Центральный банк России не работает с гражданами – не принимает вклады и не дает кредиты, не открывает и не закрывает банковские счета, не блокирует карты, не выплачивает никакие компенсации, выигрыши, – объясняет Дмитрий Николаев. – Кроме того, Банк России не рассылает SMS-сообщения. Поэтому, если вы получили сообщение якобы от имени Банка России, – просто проигнорируйте его и ни в коем случае не перезванивайте по указанному в нем телефонному номеру».

Как это работает?

Вместо «ЦБ РФ» может быть указано «Служба безопасности ЦБ», или «Centrobank», или «Сбербанк».

 

«Мне регулярно присылают SMS «от Центробанка», а еще от Бинбанка, – рассказывает ивановка Евгения. – Лжебинбанк постоянно «списывает» у меня с карты по 25 тысяч рублей. Я не переживаю, потому что настоящие сообщения Бинбанка, в отличие от писулек мошенников, грамотные. Но вот откуда мошенники знают, что я в самом деле клиент Бинбанка – этот вопрос меня волнует».

Гражданин, позвонивший по указанному в сообщении номеру, попадает в фальшивую службу безопасности якобы Банка России или Сбербанка, где его убеждают в том, что в системе произошел сбой и предлагают:

· подойти к ближайшему банкомату и провести операции, которые ему укажут;

· сообщить данные своей карты для того, чтобы ее можно было разблокировать (возможны и другие варианты).

Если человек выполнит указания мошенников, с его карты будут списаны деньги.

Чтобы не стать жертвой обмана, ни в коем случае не реагируйте на сообщения государственных структур, если вас просят совершить какие-либо платежи.

Еще одна уловка мошенников – SMS-ки про крупный приз.

«Из банка мне сообщений не шлют, зато я постоянно что-то выигрываю: "Вы выиграли миллион, отправьте слово "да". Я привыкла к этому, а вот бабуля моя переживает, как приз забрать», - рассказывает жительница Иванова Наталья. 

Еще мошенники звонят людям и представляются сотрудниками Банка России, прокуратуры, суда, Министерства здравоохранения, Министерства финансов и других учреждений и обещают всевозможные компенсации: например, за купленные медицинские товары, услуги психологов и экстрасенсов, участие в финансовых пирамидах и т.д. Иногда мошенники обещают компенсации за то, что человек когда-то стал жертвой мошенников. Тем самым облапошивают вновь и вновь.


Для получения обещанной компенсации, как правило, предлагается что-то оплатить: подоходный налог, налог на прибыль, банковский сбор, обязательную страховку, госпошлину, комиссию за перевод денег и т.п. Кроме того, преступники требуют предоставления паспортных данных и банковских реквизитов. Разумеется, когда вы переведете деньги, никакой компенсации не получите.

Что делать людям, столкнувшимся с мошенничеством?

Вот что нужно сделать, если с вашей карты все-таки списали деньги без вашего согласия.

1) Незамедлительно позвоните в банк, выпустивший карту, сообщите о мошеннической операции и заблокирйте карту. Номер телефона указан на обороте карты, на официальном сайте банка и в договоре о выпуске и обслуживании карты.

2) Обратитесь в отделение банка, запросите выписку по счету и напишите заявление о своем несогласии с операцией. Экземпляр заявления с отметкой банка о приеме оставьте у себя.

3) Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.

По закону заявление рассматривается банком не более 30 дней со дня его получения, при осуществлении международных операций – не более 60 дней. Банк информирует держателя карты о результатах рассмотрения заявления способом, определенным договором о выпуске и обслуживании карты. По требованию держателя карты банк обязан предоставить письменный ответ.

Могут ли пострадавшие рассчитывать на компенсацию?

После получения заявления клиента банк проводит служебное расследование, по результатам которого принимает решение о возмещении ущерба. На возмещение можно рассчитывать, если держатель карты не нарушал условия ее использования, в том числе соблюдал меры по безопасности и обратился в банк не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершении операции. Имейте в виду, если кража денег с карты стала следствием вашей собственной неосмотрительности, если вы сами сообщили преступникам свои персональные данные, банк может не возвращать деньги, подчеркивают в Центробанке.


Автор: Евгения Кочеткова

Фото: iphonenews.mobi, adme.ru, 37.ru

Заметили ошибку? Выделите мышкой фрагмент текста с ней и нажмите Ctrl-Enter.
Добавить новость
Правила размещения новости