или
Вход в систему
восстановить пароль

«Переплетения» на микро-просторах

Арт-проект ивановского дизайнера-декоратора Людмилы Август.

16 Мая 2014, 14:04 | 1284

resize

" Мир как паутина, тесно переплетенных между собой историй и событий.

Эти связи могут быть невидимыми, но они обязательно существуют,

вот только запрятаны глубоко под поверхностью. "

Дэн Браун

Искусство текстиля представляло собой обширную область декоративно — прикладного творчества. Законы искусства, как и законы науки, отражают закономерности явлений природы и их взаимосвязи. Будучи самостоятельной формой художественного выражения, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями преобразовать по законам красоты окружающую действительность.

Текстильное собрание ивановского историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина — одно из самых крупных в России. Оно составляет около 500 тысяч образцов ткани. Начало формирования коллекции — 70-е годы XIX в., когда местный иваново-вознесенский фабрикант Д. Г. Бурылин стал собирать ручные набойки. На сегодняшний день в текстильном собрании музея представлено несколько интереснейших коллекций. Текстильные фабриканты России почитали за честь подарить образцы своей продукции в музей Бурылина.

resize

По количеству сортов тканей, качеству отделки, разнообразию и постоянному обновлению рисунков фабрика была лидером на российском текстильном рынке XIX в.

resize

resize

resize

Мне захотелось погрузится в таинственный мир переплетений. Для этого потребовалось специальное оборудование, которое позволило увеличить в 40 и в 100 крат образцы из собрания Ивановского историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина. Этот опыт можно рассматривать в виде истории, технологии, науки и искусства одновременно.

В них действуют свои законы композиции, ритма, равновесия — и наше зрительное восприятие не способно их увидеть. Исследование показало удивительное родство и повторение в них одних и тех же простых форм, которые в тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм.

resize

resize

resize

В тканях понятие структуры тесно связано с понятием фактуры. Фактура — это особенности отделки поверхности, которая может быть гладкой, шероховатой, зернистой, зеркальной. Известно, что фактура обладает столь же сильным эмоциональным воздействием, что и цвет. Фактура резко отличает один вид ткацкого полотна от другого, делает их непохожими, самобытными. В одном случае это яркий блеск плотной поверхности гладких шелковых тканей или сдержанное мерцание металлизированных нитей, в другом — креповая поверхность и мягкое туше, теплота и шерстистость тканей из текстурированных полиэфирных нитей или выпуклая, рельефная поверхность тканей с эффектом гофре. Фактура поверхности непосредственно влияет на колористическую разработку рисунка, на преобладание графических и живописных решений.

resize

resize

resize

resize

Одним из главных параметров строения ткани является вид переплетения нитей в ткани, т. е. вид взаимного расположения их относительно друг друга. Участок, где нить одной системы перекрывает другую, называется перекрытием. В зависимости от расположения основы и утка, рапорта, сдвига нитей, различного расположения нитей в ткани можно создать большое количество разнообразных переплетений.

resize

resize

resize

resize

Хлопковое волокно имеет вид трубочки, сплюснутой в той или иной степени в зависимости от толщины стенок, которая увеличивается по мере созревания волокна. Хлопковое волокно скручено вокруг продольной оси, причем витки крутки идут попеременно в обоих направлениях.

Скрученность волокон хлопка объясняется тем, что микрофибриллы и фибриллы целлюлозы, лежащие послойно в стенке волокна, располагаются по винтовым линиям, поднимающимся под углом 20–45° к оси волокна. Поскольку волокно растет на семени, от которого его потом отрывают, один конец волокна неровный, с рваными очертаниями, а другой — заостренный, закрывающий канал. Канал волокна заполнен протоплазмой, которая у оторванного от семени волокна высыхает, в результате чего поперечный срез волокна приобретает сплюснутую форму. У незрелых волокон поперечный срез имеет сильно сплюснутую лентовидную форму, у среднезрелых — бобовидную, у очень зрелых эллипсовидную, иногда почти круглую.

resize

resize

resize

Синтетические волокна, имеют поперечное сечение круглой формы. Строение волокон сравнительно однородно, поверхность довольно гладкая. Поскольку эти волокна при формовании подвергаются сильному вытягиванию, образуют вытянутые в осевом направлении поры.

resize

resize

resize

resize

При создании рисунков для таких тканей художник выступал как бы в роли скульптора, в своем воображении он лепил или вырезал рисунок на поверхности материала — необходимо было предвидеть конечный результат работы. Каждый артикул ткани должен был иметь свое «художественное лицо» — каждая нить и рисовала, и строила одновременно. По праву ткацкое искусство называли строительным искусством малых форм. В зависимости от характера рисунка, выявленного контурной линей или пятном и плоскостями, от соотношения площадей, занятых орнаментом и открытым фоном, а также от сочетания переплетений и их количественного соотношения одна и та же структура ткани могла выглядеть по-разному. При проектировании рисунков художник сам подбирал переплетения, цвет основных и уточных нитей. Таким образом, новый рисунок наталкивал художника — технолога на создание новой структуры ткани, т. е. использование новых видов сырья, новых видов отделки и переплетений.

resize

resize

Материалы предоставила Галина Алевтиновна Карева, заведующая Музеем ивановского ситца.



Автор: Людмила Август

Фото: Людмила Август

Заметили ошибку? Выделите мышкой фрагмент текста с ней и нажмите Ctrl-Enter.
Комментировать

Защита от спама *  Защита от автоматических сообщений